Гентский алтарь
Впервые этот алтарь перед изумлёнными взорами человечества предстал в мае 1432 года в Генте, столице Фландрии. И с тех пор поток ценителей искусства, стремящихся его увидеть, не иссякает. Потому что Гентский алтарь – самый большой и самый сложный из всех алтарей мира.
Гентский алтарь установлен в готическом соборе Святого Бавона. И создан он был братьями, Яном и Хубертом ван Эйками в Нидерландах, в XV столетии. И возможно, при помощи некоторых учеников. Исследователи творчества ван Эйков, правда, спорят, кто из братьев внёс более весомый вклад в создание алтаря, но известно то, что начал произведение Хуберт ("величайший из всех"), потом братья работали вместе, а после смерти старшего брата работу закончил Ян ("второй в искусстве"). Во всяком случае, так гласит надпись на алтаре. Однако какие именно фигуры чьей кисти принадлежат – неясно.
Достоверно известен, впрочем, заказчик шедевра – им был Йодок Вейдт, он заказал алтарь для своей семейной капеллы. Кстати, если мы посмотрим на алтарь в закрытом состоянии, то увидим изображение самого заказчика с женой. Запечатлена их молитва перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В средней части – сцена Благовещенья. А верхняя часть картин изображает ветхозаветных и языческих пророков, которые предсказали пришествие Христа. И в середине алтаря – запечатлён пейзаж, который, как считается, изображает вид из окна дома Вейдтов.
Алтарь представляет собой деревянный складень. И в раскрытом виде он становится длиной в пять метров, а высота в самой верхней части достигает трёх с половиной метров.
На внутренней стороне в центре верхнего ряда изображён Бог-Отец на престоле. Слева и справа от него – Богоматерь и Иоанн Креститель. Далее следуют изображения ангелов. По краям расположены изображения Адама и Евы.
Мы можем увидеть на алтаре изображения Каина, Авеля, ветхозаветных праведников, апостолов, папы, епископов, мирян, отшельников, пилигримов, воинства Христова, праведных Судей... Всего на алтаре насчитывается 26 панелей с изображением 258 человеческих фигур.
Вообще, по свидетельству очевидцев алтарь кажется произведением ювелирного искусства, а не живописного – до того тщательно выписаны все детали. Современные исследователи, к примеру, насчитали изображения 30 видов цветов. Их легко узнать, выверена каждая деталь.
Но не только деталями известен алтарь. Он эмоционально наполнен, заряжен человеческими страстями, восхищением радостями бытия, таинственной недосказанностью... В произведении отражены самые разнообразные философские и религиозные представления.
Интересна и сама история алтаря – при каждой войне, которая обрушивалась на Бельгию, алтарь похищали, но всякий раз он возвращался на прежнее место. Последний раз он был украден фашистами во время Второй Мировой войны. Уже в самом конце войны, в 1945 году, фашисты предприняли попытку захоронить алтарь в заброшенной шахте, вместе с другими сокровищами искусства, но он был найден американскими войсками и возвращён бельгийцам.
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Добавить комментарий
Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.
Комментарии ( 1 )