Регистрация
Забыли пароль?
Наши ссылки:
Фаюмские портреты
Фаюмские портреты
Все фотографии
RSS

Египетские греки

С фаюмских портретов на зрителя пристально смотрят люди разных наций, возрастов и достатка, роднит их одно – все они «как живые». Тонко проработанные волосы и глаза, искусно прописанные тени и фактура кожи, яркие, за тысячелетия не потускневшие цвета.

Под словосочетанием «фаюмские портреты» подразумевается целый корпус погребальных портретов, созданных в I-IV веках н.э греками и римлянами, проживающими в Египте. Название свое они получили от городка Фаюм в Среднем Египте, неподалеку от которого были найдены первые экземпляры портретов.

Создавали их греки, оказавшиеся в Египте после завоевания страны Александром Македонским, а позже римляне, пришедшие после победы Октавиана Августа. Греческая культура была глубоко чужда египтянам, они старались как можно меньше контактировать с чужаками. А вот греки не стеснялись заимствовать традиции коренного населения.

В первую очередь они переняли традиции погребения – своих покойников они также старались хоронить в мумифицированном виде в саркофагах. Но в отличие от египтян, создававших объемную посмертную маску для покойников, греки решили обойтись плоскими портретами. Они прикладывались к мумии в том месте, где должно быть лицо и также обматывались саваном.

Портреты выполнялись на дощечках толщиною в 1,5-2 см, для них использовали и местные породы древесины, и привозные. Мастера-портретисты писали двумя видами краски – темперой и горячими восковыми краски (в технике энкаустики). Темпера давала более схематичные, «сухие», матовые портреты, более похожие на рисунки. Краски, изготовленные на основе воска, позволяли создавать более «живые», яркие изображения, с отличной проработкой деталей, света и тени.

Был у мастеров и какой-то секрет в изготовлении красок – ведь они не утратили своих свойств на протяжении нескольких тысячелетий. Основным фактором отличной сохранности портретов называется сухой климат Египта, но когда жара была хорошим консервантом?

Позже и римляне прибегали к такому способу погребения. Портреты более поздней поры приобретают совсем другие черты. Изображение человека становится более схематичным, аскетизм и простота начинают преобладать при создании образов. Игра и богатство красок уступают контурным линиям и однотонности. Это свидетельствует об изменениях в восприятии мира и представлениях о смерти – духовное начало начинает преобладать над телесным. Уже в фаюмских портретах можно усмотреть формирование византийской иконописной традиции.

С IV века в Египте устанавливается христианство, и традиция бальзамирования отходит в прошлое, с нею исчезает и фаюмский портрет.

Фаюмских портретов было найдено довольно большое количество, во многих музеях мира хранится по нескольку десятков египетских дощечек. Есть они в Британском музее, Лувре, в нью-йоркском Метрополитене. В России, в Государственном музее изобразительных искусств, хранится 23 фаюмских портрета отличного качества.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3
Добавить свой комментарий
  • Оксана
    06.12.2011 04:11

    спасибо большое!очень здорово написано,и все что надо!четко,понятно и красиво!!)

    ответить

  • Оксана
    06.12.2011 04:11

    спасибо большое!очень здорово написано,и все что надо!четко,понятно и красиво!!)

    ответить

  • адас
    12.05.2011 20:21

    Да ладно, "не встретишь"! Милости просим к нам в Израиль - у нас тут фаюмские портреты в живом виде по улицам ходят, в форме солдат Армии обороны Израиля, в прелестных женских платьицах или просто в шортах и футболках:)). Те же лица, те же "греки":)).

    ответить

    • Глория
      16.04.2012 17:04

      СПАСИБО! ПО КОНТРОШЕ БУДЕТ ПЯТЬ!!!!!!!!!!!

      ответить

    • Настя
      14.04.2012 04:08

      Про израиль-абсолютно справедливо) именно такая ассоциация и была, когда я к евреям приехала))) красивее народа я не видела нигде... Чего никак не ожидала))

      ответить

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.