Регистрация
Забыли пароль?

Загадка "Велесовой книги"

Автор текста: Коробенникова Юлия
Автор фотографий: liveinternet.ru, archivsf.narod.ru, archivsf.narod.ru

С 1957 по 1959 год в журнале «Жар-Птица», печатном органе Русского центра в Сан-Франциско, были опубликованы части текста, который внес в ряды поклонников славянской истории и языкознания невиданную смуту: одни сразу объявили «Велесову книгу» грубой и примитивной подделкой, другие до сих пор считают ее древнейшим памятником национальной письменности, уникальным источником знаний о жизни славян до образования Руси.

Согласно рассказу редактора «Жар-Птицы», эмигранта, автора художественных произведений и любительских сочинений по славянскому фольклору Ю. П. Миролюбова – главного защитника версии подлинности «Велесовой книги» – деревянные дощечки, покрытые непонятными письменами, были обнаружены в 1919 году полковником Добровольческой армии Али (Фёдором Артуровичем) Изенбеком во время отступления от Москвы в разграбленном и покинутом имении князей Задонских. Эмигрировав из России, Изенбек поселился в Брюсселе, где познакомился с Миролюбовым, и предоставил тому возможность для изучения табличек, не позволяя, однако, их фотографировать. До 1941 года Миролюбову удалось переписать большую часть текста и все-таки получить изображение одной из табличек, но в августе Изенбек умер, и таблички бесследно исчезли. Миролюбов остался единственным человеком, который видел их своими глазами.

После переезда Миролюбова в США и публикации текста «Велесовой книги» (название дано по первому слову – ВЛЕСКНИГО – на дощечке №16) начался настоящий «бум» - открылись новые, доселе неизвестные страницы истории и мифологии восточных славян, начиная с IX в. до н. э.! Книгой заинтересовались даже в Институте русского языка АН СССР. Сотрудница этого крупнейшего научного центра, кандидат филологических наук, специалист по исторической палеографии и фонетике раннедревнерусских рукописей Лидия Петровна Жуковская провела экспертизу фотографии дощечки и текста, на нем изображенного. Результаты исследования оказались неутешительны для Миролюбова и его сторонников: Жуковская пришла к выводу, что фотография сделана не с дощечки, а с прориси на бумаге, содержание же «Велесовой книги», написанной, якобы, в IX веке, незадолго до того, как у славян появились глаголица и кириллица, и её язык свидетельствуют о подделке.

Вслед за Жуковской созданной в новейшее время автором, не имевшим представления о славянском языкознании, «Велесову книгу» посчитали такие видные исследователи, как Б. А. Рыбаков, О. В. Творогов, А. А. Алексеев и др. – все они приводили в качестве аргументов вторичность «древнеславянского» алфавита по отношению к кириллице, стилистические и жанрово-литературные особенности текста, отсутствие датирующих признаков и, конечно, каких-либо доказательств реального существования досок. Л. П. Жуковская предположила, что автором этого текста мог быть известный собиратель и фальсификатор славянских древностей А. И. Сулакадзев, живший в начале XIX века, в каталоге собрания рукописей которого упоминаются источники, вырезанные на досках. О. В. Творогов же считал, что текст «Велесовой книги» был подделан самим Ю. П. Миролюбовым в 1950-х годах в целях подтверждения его научных теорий на тему славянских древностей.

Несмотря на это, тысячи людей и сегодня верят в подлинность «Велесовой книги», она регулярно переиздается внушительными тиражами и неизменно привлекает внимание широкого читателя, а сведения, которые в ней содержатся, входят во многие учебные пособия как достоверные исторические данные. Конечно, очень соблазнительно поверить в то, что информация о почти 1500-летнем периоде истории, зафиксированная на древних дощечках, подлинна, но все же, профессиональные слависты практически единодушны в своем мнении: «Велесова книга» – фальшивка, и единственный по-настоящему открытый вопрос по поводу этого текста сегодня заключается в имени ее автора...

...

Добавить свой комментарий