Регистрация
Забыли пароль?
Финифть
Финифть
Все фотографии
RSS

Блестящий промысел

Изделия из финифти всегда считались отличным подарком, иногда лучшим, чем драгоценные камни. Мастера Ростова Великого освоили это искусство в незапамятные времена.

Уже в XVIII веке в Ростове была организована мастерская, производившая уникальные эмали. Мастерская и отдельные мастера получали свои заказы в основном от местных церквей и монастырей. Не удивительно, что основная масса изделий была так или иначе связана с церковной тематикой: образки, крестики, иконки служили для украшения церковных интерьеров, утвари. Высоко ценились и портретные эмалевые миниатюры – Петр I даже награждал своими портретами, выполненными в этой технике, особо отличившихся соратников.

Отчего же финифть была так привлекательна? Дело в том, что украшения из финифти исключительно долговечны – краски на них не разрушаются под воздействием солнечного света, влаги, перепадов температуры, цвет сохраняет свою свежесть и ясность долгие годы.

Такую устойчивость обеспечивает сложная технология производства финифти. Сначала выбранный лист тонкой меди (он должен быть выпуклым и уже подготовленной формы) покрывается тремя слоями белой эмали, а обратная сторона во избежание деформации – контрэмалью. Все это последовательно обжигается в муфельной печи при температуре в 700-800°С. Затем наносится первоначальный, грубый рисунок (подмалевок), его обжигают, дают остыть. Вторым слоем прорабатывают дополнительные цвета рисунка. И эмаль снова обжигается. Краски сплавляются, приобретают блеск, прозрачность и чистоту. На некоторых сложных работах количество наносимых слоев и обжигов доходит до 7. Простые изделия могут обходиться и двумя-тремя слоями. После такой «закалки» финифти не страшны никакие испытания, даже временем.

Трудность работы художников по эмали заключается в том, что при обжиге краски изменяют свои цвета. Поэтому приходится подбирать их очень вдумчиво, регулярно пробуя на «опытнице» (пробном кусочке эмали), какой результат принесет обжиг того или иного пигмента.

Во второй половине XX века в Ростове от традиционных эмалей с религиозными сюжетами и портретов перешли к производству и других изделий: шкатулок, брошей, пудрениц, рамок для фотографий, декоративной посуды. На некоторых эмалях воспроизводят картины известных художников – это требует особого мастерства. По сей день в городе действует несколько предприятий, открываются индивидуальные мастерские художников. В общем, древнее искусство живо и сейчас и может радовать поклонников изящного.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.