Регистрация
Забыли пароль?
Балалайка и Великорусский оркестр
Балалайка и Великорусский оркестр
Все фотографии
Хотите увидеть это
чудо своими глазами?
RSS

Для балалайки с оркестром

Оказывается, самый русский музыкальный инструмент, балалайка, позаимствован нашими предками то ли у татар, то ли у киргиз-кайсаков. А может быть, сами придумали. Истинно народным инструментом она стала уже в XIX веке с подачи, как ни странно, дворянина.

Первое письменное упоминание балалайки относится к XVII веку. Вероятно, существовали они и раньше, но как в XVII веке, так и позже, инструмент хотя и был довольно распространенным, но не пользовался особым уважением. Особенно плохо относились к нему представители власти.

Известно, что царь Алексей Тишайший, князь всея Руси, повелел собрать все народные инструменты (начиная рожками и заканчивая балалайками и гуслями) и сжечь. А тех, кто будет продолжать играть – пороть и отправлять в ссылку. Видимо, негативное отношение к этим увеселениям сложилось из-за скоморохов, которые не просто развлекали публику, но и позволяли в своих выступлениях «богопротивные» высказывания.

Конечно, после правления Алексея Михайловича балалаечники не подвергались столь жестоким гонениям. Но все-таки балалайка вышла из повсеместного употребления. Возрождению трехструнки способствовал счастливый случай. Однажды молодой дворянин Василий Васильевич Андреев прибыл в свое имение. Осматривая его, он услышал игру дворового человека Антипа. И до этого молодой человек увлекался народным творчеством, но балалайка поразила его до глубины души.

Для начала он сам научился играть на балалайке, а затем решил популяризировать и инструмент, и игру на ней. Желая улучшить инструмент, он обратился к известному петербургскому скрипичных дел мастеру Иванову. Так была создана улучшенная балалайка.

Через некоторое время и ее возможностей не хватило талантливому музыканту. Приглашенные им мастера Пасербский и Налимов создали целый набор балалаек – пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас. Кроме создания новых инструментов, Андреев искал единомышленников, он разучивал с ними новые мелодии, осваивал новые инструменты.

20 марта 1888 года в Санкт-Петербурге на сцену зала Городского кредитного общества вышли участники «Кружка любителей игры на балалайке». Эту дату можно считать днем, когда балалайка стала не просто популярна, а приобрела всемирную славу. Ведь из кружка нескольких энтузиастов со временем образовался Великорусский оркестр. Сам Андреев так объяснял название своего детища: «Великорусский оркестр получил такое название потому, пишет В. В. Андреев, что все инструменты, входящие в его состав, принадлежат к средней и северной полосам России, т. е. к древнему Государству Московскому или Великороссии».

Оркестром кружок стал 11 января 1897 года, а всемирную популярность он завоевал еще раньше – в сентябре 1889 года Андреев сотоварищи отправился на Всемирную выставку в Париже. Концерты, которые они давали в Русском павильоне, имели шумный успех, а трехструнная простушка вмиг стала символом России.

Тогда в репертуаре кружка было около 40 народных произведений и всего 5 инструментов. Позже в оркестре появятся домры, гусли, бубны и многие другие народные инструменты. Придут в оркестр профессиональные музыканты, в репертуаре появятся музыкальные произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки, Бородина, Грига, Бизе, Шумана.

Андреев настолько верил в свое дело и так стремился распространить балалайку, что инструмент стали бесплатно выдавать солдатам, поступившим на военную службу, а по окончании службы солдат мог забрать ее с собой. В 1898 году в одном только Санкт-Петербурге насчитывалось 20 000 любителей игры на трехструнке, а изготавливалось 60 000 домр и балалаек.

Одно время Великорусский оркестр был Императорским, доподлинно известно, что царская семья присутствовала как минимум на одном концерте оркестра. После Октябрьской революции оркестр на некоторое время остался без средств к существованию, но уже в июне 1918 года (после прослушивания специальной комиссии) получил государственную субсидию.

К сожалению, Василий Васильевич Андреев не смог участвовать в написании новой страницы истории оркестра – он простудился во время концертов на Северном флоте и скончался в ночь с 25 на 26 декабря 1918 года. Но дело его жизни не погибло: балалайка стала признанным символом русской музыки и России.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.