Уже пора
Искаженные образы, безобразные страсти – это узнаваемый почерк офортов Гойя. «Уже пора» замыкает самый известный цикл «Капричос».
«Капричос» – это 80 офортов, написанных Гойя всего за полтора года. Часто стараются увидеть в них сатиру на реалии испанской жизни: инквизицию, монархию, нравы. Иногда говорят, что глупость и жестокость – объект мрачной и злой сатиры. Наверное, имело место и то, и другое. Но прежде всего «Капричос» – фантазии. Буйные, вопиюще иррациональные. Возможно, поэтому «Сон разума рождает чудовищ» – самый известный и цитируемый из офортов, это как раз манифест всей серии. Как будто совы и чудища разлетелись с этого офорта на все 80 картинок. Немыслимые чудовища, звери, занятые человеческими делами, получерти-полулюди, откровенные бесы населяют офорты.
И вот – восьмидесятый, последний: «Уже пора». Гойя сам откомментировал этот офорт так: «Когда грозит приближение рассвета, каждый из них уходит: ведьмы, гоблины, призраки и фантомы». Исследователи говорят поэтому: финал офортов оптимистичен, это были всего лишь фантомы, все на самом деле не так уж плохо.
Но на этой картинке – апофеоз отчаяния, дикого, животного страха. Этим, кажется, людям, но с острыми ушками на макушке, не до сдержанности. Морды искажены постыдной жалобой, воля отпущена. Невольно задумаешься: что спровоцировало такой неуправляемый ужас? Что там ждет их? А если это все-таки люди, то что же ожидает человека, когда «уже пора»?
Офорт «Уже пора» так и остается, несмотря на оптимистический комментарий, самым загадочным и жутким офортом цикла.
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Добавить комментарий
Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.
Комментарии ( 1 )