Икар великого Шутника
Питер Брейгель Старший был основателем целой династии художников. Сам он написал массу изумительных картин, например, метафоричное, полное смыслов и иронии «Падение Икара».
Биография Питера Брейгеля Старшего известна отрывочно. Так до сих пор и неизвестна деревушка, в которой он родился. Портреты современников, изображающие бельгийского мастера, не похожи один на другой. Не сохранилось ни переписки Брейгеля с друзьями (если она была), ни расходных книг, ни трактатов, которые в те времена писал каждый более-менее известный человек. Только три документа подтверждают историческое существование этого человека: справка о принятию в гильдию живописцев в Антверпене, свидетельство о браке и запись о смерти и погребении.
Все сведения об этом человеке приходится черпать из косвенных источников – записок и слов, окружавших его людей, да из своего рода городских легенд. Именно из них известно, что в один из периодов жизни Брейгеля звали Шутником – за фантастических мир его картин, за их игровую природу, за простой и меткий крестьянский юмор, который выплескивался из них. Достаточно взглянуть на «Нидерландские пословицы», «Страну лентяев», «Разорителя гнезд», «Детские забавы», и прозвище становится вполне оправданным.
Но наряду с полными жизни и задора картинами у мастера есть множество глубоко философских картин и произведений, через иносказание отражающих текущую политическую ситуацию в стране. Заслуженное место среди них занимает картина «Падение Икара», созданная Брейгелем в 1558 году.
Как и другие работы мастера, она имеет множество планов, каждый из которых характеризуется тонкой проработкой деталей. И при первом взгляде на картину у зрителя возникает вопрос: «Почему она так называется». Ведь перед зрителем разворачиваются картины мирной трудовой жизни: вот пахарь идет бороздой, следом за своей лошадкой, чуть в стороне от него пастухи среди овечьего стада обсуждают какие-то свои заботы, над морской гладью развеваются паруса торгового судна, а вдалеке рыбаки закидывают свои сети. Картина полна покоя и умиротворения. Эти люди живут в вечном ритме земледельческого труда, им доступна гармония жизни, они чувствуют силу и власть земли и природы.
А теперь присмотритесь: справа от корабля, ближе к берегу, из воды выглядывают ноги человека и над ними кружатся пух и перья. Это все, что осталось от дерзкого Икара, воспарившего к самому солнцу. Его поглотила морская пучина.
Но в этой картине нет и тени издевки над героем античных времен. Она отражает изменение мира и его восприятия. На XVI век выпали великие географические открытия, и Коперник уже ознакомил мир со своей дерзкой концепцией. Мир изменился – из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос. На его фоне даже героические поступки прошлого выглядели и воспринимались совсем по-другому – как нечто преходящее, мимолетное. Именно эту смену парадигмы отразил Брейгель в своей картине.
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Добавить комментарий
Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.
Комментарии ( 5 )