Гениальная опера о гениальном развратнике
Опера великого Моцарта на либретто Лоренцо да Понте «Дон Жуан, или Наказанный развратник», написанная для пражского Сословного Театра - одно из знаковых произведений театрального и музыкального искусства. Россини, Гуно и Вагнер в свое время называли ее величайшей из когда-либо написанных опер. Бетховен был тоже близок к этому, но его смущала аморальность сюжета, поэтому пальму первенства он отдавал все-таки «Волшебной флейте» (которую тоже написал Моцарт).
«Дон Жуан», в принципе, ничего аморального изначально в себе не содержит: напротив, сладострастный развратник в финале оперы проваливается в преисподнюю, так что морализаторства здесь хоть отбавляй. Другое дело – что Дон Жуан – персонаж настолько харизматичный, и его партии выписаны настолько гениально (как, впрочем, и партии остальных персонажей), что зритель расстается с ним с определенной долей сожаления. Впрочем, вопросы морали нас не особо интересуют: мы говорим о самой опере.
«Комическая опера» «Наказанный распутник, или Дон Жуан» была впервые поставлена в Праге в октябре 1787 года. Премьера оперы прошла с оглушительным успехом, и это совершенно неудивительно: Моцарт написал ее на одном дыхании, работа шла очень споро, и практически не возникало никаких накладок. Правда, перед спектаклем не все актеры успели выучить свои роли, а заключительные партитуры дописывались в ночь перед спектаклем, поэтому артисты были вынуждены петь некоторые арии прямо с листа во время премьеры. Впрочем, это не было замечено широкой публикой, и всем сразу стало ясно: великий Амадей создал шедевр.
Интересно, что премьера в Праге заканчивалась на мажорной ноте: после того как Дон Жуан проваливается в преисподнюю, остальные участники распевают, что называется, хэппи-энд, в котором рассказывается, как прекрасно у них сложилась дальнейшая жизнь. А вот перед тем, как привезти спектакль в Вену, в оперу были добавлены две арии и один дуэт, а заключительный ансамбль не исполнялся: то есть, всё заканчивалось помпезной сценой наказания развратника.
Само создание оперы окружено забавными анекдотами: есть легенда о том, что да Понте и Моцарт в работе над «Дон Жуаном» лично консультировались не с кем-то, а с самим Казановой. Моцарт, добиваясь правдоподобности в сцене оскорбленной невинности, щипал актрису за филейные части и делал ей непристойные предложения: получив от нее пинок, он восторженно заявил: «Теперь ты поняла, как должна вести себя на сцене?» Да Понте, работая над либретто, пользовался в качестве вдохновения созерцанием девичьих красот своей молоденькой горничной. Словом, работа кипела, и всего лишь за полгода из-под пера двух гениев вышла гениальная опера, постановки которой и сегодня, спустя более трехсот лет, сопровождаются аншлагами.
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Комментарии ( 0 )