Регистрация
Забыли пароль?
"Сон" Анри Руссо
"Сон" Анри Руссо  - Фрагмент картины
Все фотографии Настроение:
Франция
Yann Tiersen "J’ysuis jamais alle"
RSS

"Сон" – простая и сложная картина

Автор текста: Елена К.
Источник: фото - kristisiegel.com, terraflex.co.il

Обнаженная барышня на диване – традиционный сюжет салонной живописи. Вдруг она совершенно нелогично оказывается среди сказочных джунглей. Неясно, кто удивлен больше: девушка, львы или зритель.

Ничего удивительного, впрочем, если девушка находится среди своих снов, согласно комментарию самого художника. Композиция напоминает картины сюрреализма: говорит о бессознательном, соединяет несоединимое. Но только "Сон" написан почти за полвека до опытов сюрреализма.

"Сон" – последняя картина Анри Руссо, она вбирает многие мотивы его творчества.Творческая биография Анри Руссо почти курьезна: он начал рисовать уже после 50 лет, не получив специальных знаний. Картины получались энергичными, но "нелепыми".

Если бы не "Выставка независимых", где мог выставляться кто угодно, в то время было бы трудно найти выставочную площадку для картин, настолько странных. Руссо осмеивали, но им и восхищались. Устраивали потешные сцены его публичного признания, прозвали Таможенником. Но – уже в это время начиналось искусство примитивизма, или наивное искусство. В нем профессиональные художники старались искусственно опростить свои картины, приблизить их к детским, древним, народным. А Руссо давалось это само собою – и самобытно, гениально. Он ведь просто не умел писать по-другому.

"Сон", последняя его картина, получила широкое признание сразу, что редко бывает с картинами неклассического толка. "Сон", возможно, единственная работа, в которой сюжет осознано не реален. До этого разнообразные композиции Руссо отображали сцены обычной жизни. Причем странно: стараясь точно скопировать реальность, неумелый художник создавал такие ее версии, что позавидуют любые импрессионисты. Так и во "Сне" отображена вроде бы реальность, но сколько в ней странных несоответствий, несоблюденных правил. Почему, например, сновидица указывает пальцем на заклинателя змей? Кому предназначен этот знак? Видимо, зрителю, но что за странная интерактивность для такого фантастического сюжета? Так "Сон" тут и там выходит за свои рамки.

Еще одно "нарушение", ставшее художественной находкой. Считается, что Анри Руссо так и не научился правильно использовать на полотне линейную перспективу, но в "Сне" впечатление перспективы создается соположением предметов, переплетением линий.

Среди листвы множество обитателей сказочных сонных джунглей. Но их не всех даже разглядишь сразу: так искусно замаскировал их художник в нарисованной чаще.

В центре – заклинатель змей. А справа и слева, сверху и снизу от него чьи-то глаза и уши торчат из-за веток, как бы говоря: наш сон, бессознательное – как чаща леса. Идея, слишком непростая для наивного искусства.

Столь тщательно выписанные джунгли заставили соотечественников искать реальные прототипы: ходили разговоры о мексиканском путешествии Руссо, хотя Таможенник-гений никогда не покидал пределов Европы. А еще, якобы, его часто видели в ботаническом саду созерцающим растения. Но тем не менее цветы и травы во "Сне" не имеют точных соответствий в атласах растений, они целиком принадлежат миру фантазии и искусства.

В самой же фигуре разбуженной джунглями обнаженной махи специалисты усматривают пародию на традицию подобных сюжетов, хотя и непредумышленную, возможно.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.