Регистрация
Забыли пароль?

«Гаргантюа и Пантагрюэль» - гимн эпохи Возрождения

Автор текста: Kurzyupa
Автор фотографий: fotki.yandex.ru

В 1533 году впервые была опубликована книга «ужасающих и устрашающих деяний и подвигов» добродушного великана Пантагрюэля. Автором ее был 39-летний бакалавр медицины из Лиона Франсуа Рабле. За первой книгой последовали другие части романа, ставшего одним из наиболее значимых произведений в европейской литературе эпохи Возрождения, а сегодня забавные, нелепые, фантастические похождения Пантагрюэля и его отца Гаргантюа переиздаются каждый год внушительными тиражами и уже почти полтысячи лет пользуются неизменной популярностью.

«Гаргантюа и Пантагрюэль» — сатирический роман, при помощи таких литературных приемов, как гротеск и гипербола, высмеивающий извечные человеческие пороки и слабости. Любимым объектом для насмешек Рабле являются церковь и монашество, что неудивительно — Франсуа знал о лени, невежестве, алчности, ханжестве и лицемерии духовного сословия не понаслышке, так как сам в молодости жил в монастыре. Досталось от его пера и средневековой схоластике, оторванной от той реальной жизни, которую во всех ее проявлениях так любят Гаргантюа и Пантагрюэль. Религиозный фанатизм и слепая вера вызывали у Рабле такое отторжение, что он не побоялся замахнуться на само Священное писание, некоторые эпизоды из которого искусно спародировал в романе. В общем, неудивительно, что все части «Гаргантюа и Пантагрюэля» были осуждены богословским факультетом Сорбонны как еретические.

Рабле — певец Ренессанса, средневековой косности и бесправию противопоставляющий идеалы свободы и самодостаточности человека. Главы о Телемском аббатстве, а также о воспитании Гаргантюа под руководством Понократа, являются законченным воплощением принципов гуманизма. В этом отношении «Гаргантюа и Пантагрюэль» — ярчайший литературный памятник эпохи Возрождения.

Комический эффект в романе часто достигается с помощью грубоватого юмора, связанного с человеческим телом и физиологией, поглощением пищи и вина, половыми отношениями и венерическими заболеваниями. Все эти темы были совершенно несвойственны средневековой литературе, считавшей их низкими и не достойными упоминания. В последующие эпохи неоднократно предпринимались попытки «адаптировать» Рабле к меняющимся представлениям о морали и нравственности, но, как известно, из песни слова не выкинешь — «вычищенный» роман, несомненно, уступает оригиналу.

Язык повествования — со множеством непристойных словесных оборотов и комических аллюзий разнообразных священных текстов — неразрывно связан с народной культурой Франции позднего Средневековья и Возрождения. Даже образы главных героев, Гаргантюа и Пантагрюэля, сами имена которых заимствованы из французской фольклорной традиции, символизируют Ренессанс с его отказом от традиционных жизненных установок Средневековья и возрождающимся интересом к светскому искусству и познанию мира, свободному от догм и ограничений.

Пересказывать сюжет пяти книг о Гаргантюа и Пантагрюэле бессмысленно — их надо читать, и восхищаться искрометным юмором, жизненной энергией, любовью к миру со всеми его радостями и горестями, которые принесли этому роману заслуженную славу гимна эпохи Возрождения.

...

Добавить свой комментарий