Регистрация
Забыли пароль?
"Меланхолия I" Дюрера  - "Меланхолия I" (фрагмент верхней части)
"Меланхолия I" Дюрера  - "Меланхолия I"
Все фотографии
RSS

"Меланхолия I" Дюрера и его магический квадрат

Автор текста: Самойлик
Источник: фото - davidicke.com, unterricht.kunstbrowser.de

"Меланхолия I" – это гравюра, созданная немецким мастером эпохи возрождения Альбрехтом Дюрером. Это аллегорическая композиция, которая стала предметом очень многих толкований.

Об этой гравюре опубликовано больше трудов, чем о какой-либо другой. Исследователь Петер-Клаус Шустер создал даже два тома.

Само название "Меланхолия I" дано гравюре, исходя из слова, изображённого на ней. Кстати, это единственная гравюра Дюрера, имеющая надпись. Выдвигалась версия, будто Дюрер планировал серию работ на тему меланхолии, но это предположение не считается убедительным. Кажется более вероятным, что гравюра создана под впечатлением от трудов писателя-гуманиста Корнелия Агриппы, который делил меланхолию на три типа. По его классификации, к первому типу меланхолии относится Melencholia Imaginativa, которая поселяется в сердце художника, и тогда воображение начинает преобладать над разумом.

Ко второму типу меланхоликов относились учёные и государственные деятели, то есть люди, у которых разум преобладает над воображением. А к третьему – люди, у которых над разумом и воображением преобладает интуиция, религиозные деятели и философы.

Сам Дюрер относил себя к первому типу меланхоликов, поэтому гравюру можно считать духовным автопортретом художника.

Если отталкиваться от этого, можно легко объяснить символику изображённых предметов. В целом, произведение можно разделить на две части – воображение и разум. Точнее говоря, на их борьбу и последующее плавное перетекание разума в воображение.

Разум символизируют геометрические и строительные инструменты, кошелёк, ключи, компас – всё это изображается заброшенным и ненужным. Часы, прибор для точных измерений, символизирует уходящее время, точно так же, как и человеческий череп, сосуд, созданный природой для хранения разума.

Воображение же символизируют – унылая фигура крылатого гения, кометы, солнечные лучи и радуги в небе, изображение барана, который, очевидно, должен навевать мысли о плавании аргонавтов и Золотом Руне.

А что есть магический квадрат на стене? Плод разума ли, вдохновенного ли воображения художника, томящегося в бездействии?

Сумма чисел в любом ряду или столбце этого магического квадрата равна 34. Сумма чисел во всех четырёх угловых квадратах (2х2) и в центральном – тоже 34. Если сложить четыре угловых числа – получится 34. Если сложить четыре числа, полученные ходом шахматного коня – будет 34. Если складывать угловые прямоугольники (из двух клеток) с диагонально противоположными угловыми прямоугольниками – будет 34.

Вообще, магический квадрат – он как истинное произведение искусства: чем внимательнее в него всматриваешься, тем больше в нём находишь нового – оттого, сильнее разыгрывается воображение.

Первые магические квадраты создали в Древнем Китае, более 4000 лет назад. Но символично, что первый магический квадрат в Европе был составлен художником. Кстати, год составления мы можем увидеть в средних клетках нижнего ряда: 1514.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3
Добавить свой комментарий
  • танкист
    10.05.2010 20:42

    Дюрер предвосхотил номер главного танка ВОв 41-45.

    Или танку был присвоен ноиер 34 по Дюреру?

    ответить

  • diana
    07.05.2010 15:01

    это 100% собака;

    а изображена она здесь потому,что она самое разумное животное после человека и потому что она наиболее из всех других животных склонна к бешенству(психическим расстройствам),что частично является спутником меланхолии

    ответить

  • barcafan
    05.03.2010 01:49

    св

    09.01.2010 23:56

    Я встречал информация, что это не агнец (баран в описании), а собака.

    в книге Дена Брауна тоже указано что ето собака

    ответить

  • св
    10.01.2010 01:56

    Я встречал информация, что это не агнец (баран в описании), а собака.

    ответить

  • nata
    20.07.2009 12:24

    здесь гравюра усечена, а на полной версии рядом с гвоздями странный предмет, похожий на шприц. Может быть, уже тогда был клей в тюбиках? Еще один момент. Агнец - всегда жертва. И здесь он с поджатыми ногами. К меланхоликам в те времена относились с подозрением. М.б. Дюрер утверждал право на любое состояние человека? Ведь меланхолики, как правило, тонко чувствующие люди.

    ответить

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.