- Главная \
- Европа \
- Венгрия \
- Бог и дьявол Тивадара Костки \
- Комментарии
Бог и дьявол Тивадара Костки
При жизни венгерский художник-самоучка Тивадар Костка, известный также под псевдонимом Чонтвари, не продал ни одного своего полотна. Большинство знакомых считало его сумасшедшим, не имеющим никакого таланта к живописи. После смерти Тивадара его работы сразу были проданы — все, «скопом» — но не в качестве картин, а как куски пригодного для повторного использования холста... К счастью, эта прискорбная участь все же их миновала. В числе прочих сохранилась картина «Старый рыбак», спустя сто лет пренебрежения вызвавшая волну самого пристального интереса со стороны ученых, искусствоведов и религиозных деятелей по всему миру.
Тивадар Костка родился в семье аптекаря, и его профессиональная судьба с детства была определена. Он сменил много специальностей — служил в торговле, посещал лекции на факультете права — но в итоге стал фармацевтом. Ему было уже 28 лет, когда однажды в своей аптеке он схватил карандаш и нарисовал на рецептурном бланке проезжавшую мимо окна телегу, запряженную буйволами. Так он решил стать художником, причем — великим.
Дальнейшая его творческая судьба была нелегкой — после попыток «найти себя» в Риме и Париже, Тивадар вернулся на родину и 14 лет проработал в аптеке, надеясь, что это поможет ему добиться материальной независимости. Скопив небольшой капитал, он отправился учиться в Мюнхен, затем снова в Париж, Италию, Грецию, Северную Африку и на Ближний Восток. В 1900 году Тивадар сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.
Его кисти принадлежит более 100 полотен, по стилистике близких к экспрессионизму. В 1902 году была написана картина «Старый рыбак» — пожилой мужчина со странно асимметричным лицом сидит в лодке посреди озера лицом к зрителю. До конца XX века специалисты в области изобразительного искусства считали эту работу, как и другие произведения Чонтвари, ничем не примечательной. Но однажды кто-то догадался приложить зеркало к середине полотна, и так стало ясно, что картин-то две! На одной изображен сидящий в лодке Господь, позади которого расстилается спокойная гладь воды и возвышается величественная гора. На другой — мрачно смотрит дьявол, озеро содрогается от налетевшего шторма, а гора превращается в извергающийся вулкан...
Чем было вызвано это странное художественное решение — прогрессирующей шизофренией или стремлением донести до зрителя что-то важное? А, может быть, и тем, и другим одновременно?.. Увы, мы вряд ли когда-нибудь это узнаем. После провала персональных выставок во Франции и Венгрии, Тивадар перестал писать. Его душевная болезнь прогрессировала, странности в поведении и образе жизни закрепили за художником стойкую репутацию сумасшедшего. 20 июня 1919 года он скончался.
Благодаря таинственному покупателю, который после смерти художника приобрел все его работы, они сохранились — большая часть полотен собрана в музее венгерского города Печа. После открытия, сделанного со «Старым рыбаком», специалисты берутся судить об их художественной ценности лишь с большой осторожностью — неизвестно, что еще мог зашифровать безумный мастер в своих картинах...
...