"Кающаяся Магдалина" Тициана и предугадывание живописи будущего
Тициан прожил легендарно долгую жизнь – по традиционным данным 99 лет, причём работы позндего его периода – самые значительные. И живописные методы позднего Тициана выводят живопись эпохи Возрождения за её границы. И пример тому – "Кающаяся Магдалина". В этой картине, как растение в зерне, заложена живопись будущего.
Поздний Тициан начал говорить на языке, близким языку художникам будущих поколений, таких как Веласкес и Рембрандт, он стал учителем всех тех художников, которые исключительно живописными средствами – соотношениями тонов, пятнами и энергичными мазками.
Художники Возрождения культивировали светотень, иллюзию объёма на двухмерной поверхности, большое значение придавали рисунку. То есть живопись фактически придерживалась эстетики скульптуры.
Однако шаг Тициана вперёд заключался в том, что заменил господство линий господством цветов, живописность в его картинах стала доминирующей.
Однако у Тициана живописность ещё нигде не расстаётся с осязательным чувством пластической, объёмной формы: у него эти элементы находятся в равновесии. Оттого такая безусловная жизненность его фигур, которым на самом деле "недостаёт только дыхания".
Можно наслаждаться этим качеством, глядя на картину "Кающаяся Магдалина".
Следы слёз на цветущем лице, припухшая верхняя губа и покрасневшая кожа над ней, то, как струятся по плечам и груди густые волны волос металлического отлива, – всё даёт зрителю такую полноту эмоционального погружения в картину, на какую только способна живопись.
Если же мы посмотрим, как написан стеклянный сосуд в левом нижнем углу, мы будем поражены: так мог бы написать импрессионист. Несколько энергичных ударов кистью – и сосуд готов, передана его форма и прозрачность. Значит, Тициан всё это уже предугадывал, он проник в самые утончённые секреты живописного "впечатления".
Он мог бы таким же приёмом писать и человека, – но этого Тициан не хотел. Всё-таки он был сыном Возрождения, эпохи, которая видела в человеке венец творения. Для художников Возрождения показалось бы кощунством передавать впечатление от человека – они хотели воссоздать самого человека, целиком, его тело и душу.
С 1850 года картина Тициана "Кающаяся Магдалина" находится в коллекции Эрмитажа (г. Санкт-Петербург). Известны также две копии этой картины, выполненные Тицианом, они находятся в частных коллекциях.
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Добавить комментарий
Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.
Комментарии ( 0 )