Регистрация
Забыли пароль?
"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи  - "Тайная вечеря" Леонардо
"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи  - "Тайная вечеря" Леонардо (фрагмент)
Все фотографии Настроение:
Италия
Франц Шуберт "Ave Maria" (исп. Робертино Лоретти) Микеле Новаро и Гоффредо Мамели "Песнь итальянцев" (государственный гимн)
RSS

"Тайная вечеря" Леонардо – трапеза в монастыре

Если рассматривать все картины Леонардо, то "Тайная вечеря" особенно заставляет удивляться интеллектуальной силе художника, показывая, как тщательно он размышлял и над общей концепцией и над каждой деталью этой громадной фрески, где фигуры написаны в полтора раза больше натуральной величины.

В "Тайной вечере можно видеть пример того, как мыслилась монументальная живопись в эпоху Возрождения, то есть – как органическая связь иллюзорного пространства фрески с реальным пространством интерьера.

В средневековом искусстве роспись на стенах утверждала двухмерное пространство стены. Что же мы видим в Леонардо?

"Тайная вечеря" написана на узкой стене большой продолговатой залы – трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие. На противоположном конце залы помещался стол настоятеля монастыря, и это принято во внимание художником: композиция фрески, где тоже написан стол, параллельный стене, естественно связывалась с интерьером и обстановкой. Пространство в "Тайной вечере" умышленно ограничено: перспективные линии продолжают перспективу трапезной, но не уводят далеко в глубину, а замыкаются написанной стеной с окнами, – таким образом, помещение, где находится фреска, кажется только слегка продолженным, но его простые прямые очертания зрительно не нарушены. Христос и его ученики сидят как бы в этой же самой трапезной, только на некотором возвышении и в нише. А благодаря своим чуть укрупнённым размерам, они господствуют над пространством зала, притягивая к себе взгляд.

Христос только что произнёс: "Один из вас предаст меня". Эти страшные, но спокойно сказанные слова потрясли апостолов: у каждого вырывается непроизвольное движение, жест. Двенадцать людей, двенадцать различных характеров, двенадцать разных реакций. "Тайную вечерю" изображали многие художники и до Леонардо, но никто не ставил такой сложной задачи – выразить единый смысл момента в многообразии психологических типов людей и их эмоциональных откликов.

Апостолы энергично жестикулируют, кроме любимого ученика Иоанна, который сложил руки с печальной покорностью и молча слушает, что говорит ему Пётр. Иоанн один как будто уже раньше предчувствовал сказанное Христом и знает, что это неизбежно. Другие же ошеломлены и не хотят верить. Движения молодых порывисты, реакции бурны, старцы пытаются сначала осмыслить и обсудить услышанное. Иуда отшатнулся назад, тогда как все другие непроизвольно устремляются к центру – к Христу.

В жесте Христа – стоическое спокойствие и горечь: руки брошены на стол широким движением, одна ладонью кверху. Говорят, что лицо Леонардо так и не дописал, хотя работал над фреской шестнадцать лет.

Эту фреску постигла трагическая участь: она начала разрушаться ещё при жизни Леонардо – результат его неудачного технического эксперимента с красками. Теперь о её деталях можно судить только с помощью многочисленных копий. Но копии в те времена были, собственно, не копиями, а довольно свободными вариациями подлинника.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.