"Тайная вечеря" Леонардо – трапеза в монастыре
Если рассматривать все картины Леонардо, то "Тайная вечеря" особенно заставляет удивляться интеллектуальной силе художника, показывая, как тщательно он размышлял и над общей концепцией и над каждой деталью этой громадной фрески, где фигуры написаны в полтора раза больше натуральной величины.
В "Тайной вечере можно видеть пример того, как мыслилась монументальная живопись в эпоху Возрождения, то есть – как органическая связь иллюзорного пространства фрески с реальным пространством интерьера.
В средневековом искусстве роспись на стенах утверждала двухмерное пространство стены. Что же мы видим в Леонардо?
"Тайная вечеря" написана на узкой стене большой продолговатой залы – трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие. На противоположном конце залы помещался стол настоятеля монастыря, и это принято во внимание художником: композиция фрески, где тоже написан стол, параллельный стене, естественно связывалась с интерьером и обстановкой. Пространство в "Тайной вечере" умышленно ограничено: перспективные линии продолжают перспективу трапезной, но не уводят далеко в глубину, а замыкаются написанной стеной с окнами, – таким образом, помещение, где находится фреска, кажется только слегка продолженным, но его простые прямые очертания зрительно не нарушены. Христос и его ученики сидят как бы в этой же самой трапезной, только на некотором возвышении и в нише. А благодаря своим чуть укрупнённым размерам, они господствуют над пространством зала, притягивая к себе взгляд.
Христос только что произнёс: "Один из вас предаст меня". Эти страшные, но спокойно сказанные слова потрясли апостолов: у каждого вырывается непроизвольное движение, жест. Двенадцать людей, двенадцать различных характеров, двенадцать разных реакций. "Тайную вечерю" изображали многие художники и до Леонардо, но никто не ставил такой сложной задачи – выразить единый смысл момента в многообразии психологических типов людей и их эмоциональных откликов.
Апостолы энергично жестикулируют, кроме любимого ученика Иоанна, который сложил руки с печальной покорностью и молча слушает, что говорит ему Пётр. Иоанн один как будто уже раньше предчувствовал сказанное Христом и знает, что это неизбежно. Другие же ошеломлены и не хотят верить. Движения молодых порывисты, реакции бурны, старцы пытаются сначала осмыслить и обсудить услышанное. Иуда отшатнулся назад, тогда как все другие непроизвольно устремляются к центру – к Христу.
В жесте Христа – стоическое спокойствие и горечь: руки брошены на стол широким движением, одна ладонью кверху. Говорят, что лицо Леонардо так и не дописал, хотя работал над фреской шестнадцать лет.
Эту фреску постигла трагическая участь: она начала разрушаться ещё при жизни Леонардо – результат его неудачного технического эксперимента с красками. Теперь о её деталях можно судить только с помощью многочисленных копий. Но копии в те времена были, собственно, не копиями, а довольно свободными вариациями подлинника.
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Добавить комментарий
Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.
Комментарии ( 0 )