"Страшный суд" Микеланджело – одна из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи
Насколько бы органично вписался в общую картину мира "Страшный суд" во времена мрачного Средневековья – настолько удивительно появление подобной фрески во времена Возрождения из-под кисти одного из лидеров эпохи.
История появления фрески "Страшный суд" может многое объяснить.
После смерти в 1523 году папы Андриана VI папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили и разгромили Рим. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и в городе вновь восстановили республику. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своего рода, срочно примирился с испанцами и осадил Флоренцию, осада которой длилась 11 месяцев. Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии мастера в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновить работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан-Лоренцо. Испытывая постоянную тревогу за участь своей семьи и за свою жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться.
А во время посещения Рима папа Климент VII пожелал, чтобы Микеланджело заново расписал алтарную стену Сикстинской капеллы изображением "Страшного суда". В 1534 году, почти через четверть века после окончания последней росписи, художник переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.
Сцену "Страшного суда" художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет и не могло быть образов жизнеутверждающей силы, характерных для художников Возрождения. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.
Центром композиции является фигура Иисуса Христа, единственно устойчивая и не поддающаяся вихрю движений действующих лиц. Лицо Христа непроницаемо, в карающий жест его руки вложено столько силы и мощи, что он истолковывается только как жест возмездия.
В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. В грозных взглядах апостолов, тесной толпой подступающих к Христу с орудиями пыток в руках, тоже выражено лишь требование возмездия и наказания грешников.
"Страшный суд" Микеланджело вызвал яростные споры как со стороны поклонников, так и со стороны противников. Ещё при жизни художника Климент VII приказал обнажённые тела записать драпировкой, а в 1596 году другой папа, Климент VIII, хотел вообще сбить весь "Страшный суд". Только заступничеством художников из Римской академии святого Луки удалось убедить папу не совершать столько варварского акта. Так фреска и осталась – вечной.
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Добавить комментарий
Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.
Комментарии ( 0 )