- Главная \
- Европа \
- Италия \
- "Тайная вечеря" Веронезе \
- Комментарии
"Тайная вечеря" Веронезе – пьяные немцы, карлики и прочие глупости
"Тайная вечеря" – распространённый сюжет. Мы можем вспомнить философскую "Тайную вечерю" Леонардо и романтичную "Тайную вечерю" Тинторетто. К числу великих произведений принадлежит также и "Тайная вечеря" Веронезе, которая предлагает нам совершенно иную трактовку.
Паоло Веронезе можно считать самым типичным художником праздничной Венеции эпохи Возрождения. Он был бурно талантливый и великолепно простодушный. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных больших композициях, таких, например, как "Тайная вечеря". Это ни что иное, как колоритное зрелище хмельного и пышного обеда в одном из венецианских палаццо, с музыкантами, шутами и собаками. В этой картине религиозного нет ровно ничего, и не приходится удивляться, что по поводу одной из таких картин Веронезе пришлось держать ответ перед трибуналом святейшей инквизиции. Всё началось с того, что Веронезе было предложено заменить в композиции собаку фигурой Марии Магдалины, но художник отказался. "Вам казалось подходящим изображать в тайной вечере господа нашего шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости?" – допрашивали Веронезе члены трибунапа. "Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие", – иронично отвечал художник. На вопрос о его профессии он ответил просто: "Я рисую и пишу фигуры". Веронезе вовсе не ставил себе таких мудрёных психологических задач, как например, Леонардо в "Тайной вечере", – это его не интересовало. У него один из апостолов разрезает мясо, другой подставляет тарелку, третий ковыряет вилкой в зубах. Всё это как будто не очень возвышенно, но в этих незамысловатых, насквозь земных явлениях и заключается красота мира и любовь ко всему живому. "Художественная ценность", которой обладает эта картина и которой поклонялся Веронезе, – не есть что-то внешнее и пустое, чем можно пренебрегать: это ценность материального мира, плоти планеты. И, между прочим, основная заслуга Возрождения заключается и в том, что оно раскрыло людям глаза на эти ценности.
Краски Веронезе светозарны, насыщены по тону, и, что главное, они материальны. Веронезе не фантазирует в красках – его колорит исключительно объективен и передаёт даже ощущение воздушной среды, её серебристый холодок.
...