Регистрация
Забыли пароль?
http://www.melcom-ural.ru/ - продажа компрессоров.
Наши ссылки: http://www.melcom-ural.ru/ - продажа компрессоров.
Поэзия повседневного Зинаиды Серебряковой  - "За завтраком"
Поэзия повседневного Зинаиды Серебряковой  - "За туалетом"
Все фотографии
RSS

Поэзия повседневного Зинаиды Серебряковой

Автор текста: Коробенникова Юлия
Автор фотографий: dic.academic.ru, liveinternet.ru, gallerix.ru

Поистине великим даром для художника является способность превращать обыденные вещи в произведения искусства. Яркий пример проявления этого дара – картина «За завтраком» кисти Зинаиды Серебряковой.

Будущая художница родилась в 1884 году. Семья ее была не просто творческой – в разные годы родственники Зинаиды Серебряковой, в девичестве Лансере, внесли большой вклад в развитие российского и мирового искусства. Достаточно сказать, что ее дедом по матери был знаменитый архитектор Николай Бенуа, в петербургском доме которого прошли детство и юность Зинаиды. Отец, Евгений Лансере, был известным скульптором, мать, Екатерина Николаевна, хорошо рисовала – она и ее сестра Александра Бенуа, в молодости были художниками-графиками. Один из братьев Зинаиды, Николай, стал талантливым архитектором, другой, Евгений – мастером монументальной живописи и графики. Словом, в этой семье все жили творчеством, и не стать художником Зинаида, наверное, просто не могла.

Повзрослев, она работала в студии под руководством Ильи Репина, поступила в художественную школу, училась живописи в Париже, много работала, рисовала этюды, портреты, пейзажи. Первую известность ей принес автопортрет «За туалетом», который в

1910 году приобрела Третьяковская галерея. В 1914—1917 годах Серебрякова создала немало прекрасных картин, в том числе один из лучших детских портретов в истории живописи – «За завтраком», ныне хранящийся в Государственной Третьяковской галерее.

Детский портрет – один из самых трудных жанров. Художнику нужно проявить немало такта и обладать поистине молниеносной реакцией – ребенку трудно сохранять неподвижность при позировании, его настроение быстро меняется, и портретист должен успеть «схватить» выражение лица, позу, настроение. Серебряковой это удалось блестяще.

Сидящими за столом изображены трое из четверых детей Зинаиды Серебряковой. Стол застелен белоснежной скатертью, в центре композиции – фарфоровая супница, которая свидетельствует о том, что в семье придерживались французского режима: в 8 утра – petit déjeuner («маленький завтрак», состоящий из булочки и молока), а в 12 – déjeuner, «большой завтрак», больше напоминающий обед. С большой тщательностью написаны туго накрахмаленная скатерть, жёлтый кувшин, суповая миска, прозрачное стекло, румяные булочки. Сервировка стола, одежда детей, практически незримое присутствие служанки говорят о размеренном и спокойном, обеспеченном укладе жизни.

Но главным успехом художницы стали не детали сервировки, а лица детей – такие разные и все-таки чем-то неуловимо схожие друг с другом – их взгляды, позы, жесты. В этой картине прослеживается линия, характерная и для других работ художницы – кристальная чистота внутренних отношений, душевность, искренний и поэтичный рассказ о буднях любящей и счастливой семьи. Картина «За завтраком» заняла достойное место в числе лучших работ художницы, позволивших ее дяде Александру Бенуа с чистой совестью сказать: «В детских и женских портретах Серебрякова не знает себе соперников».

Через 10 лет после написания «За завтраком», Серебрякова навсегда покинула родную страну. На чужбине ей пришлось нелегко – в эпоху всеобщего увлечения абстрактным искусством ее живопись многим казалось устаревшей. Неожиданная слава на родине пришла к ней только в 60-х годах – состоялись крупные выставки ее работ, большими тиражами печатались альбомы, а картины сравнивались с работами Боттичелли и Ренуара – но в 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Серебрякова скончалась, так и не успев узнать о том, что ее «поэзия повседневного» наконец-то оценена по достоинству.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.