Регистрация
Забыли пароль?
Кот казанский
Кот казанский
Все фотографии
RSS

Знаменитый мурлыка

Во многих музеях России хранятся старинные лубки и их копии, на которых изображено странное животное с большими ушами, глазами навыкате, а надпись гласит, что это «Кот казанский». У историков есть масса объяснений, что это за кот.

Первый слой объяснений самый простой, он лежит на поверхности. Существует марийская легенда о коте последнего казанского хана. Вот, что она рассказывает: во время осады Казани войсками Ивана Грозного марийские цари Йыланда и Акпарс решили сделать подкоп под Казанский кремль, чтобы захватить хана со всем его семейством и выдать русским. Дело происходило ночью, и никто ничего не подозревал. Только кот хана, кот казанский, почуял неладное, узнал о подвохе и сообщил своему хозяину. Тогда хан с женою, детьми и котом вышел потайным ходом к Волге и уплыл в Персию. Конечно же, эта легенда не имеет ничего общего с историческими событиями того периода, но из песни слова не выкинешь.

Документально подтвержденным является тот факт, что коты Казани славились своими отличными качествами мышеловов. В 1745 году был издан высочайший указ такого содержания: «Сыскать в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных для ловления мышей, и прислать в Петербург. Если у кого есть такие коты, чтоб донести под опасением, в противном случае, штрафа». Казанские коты были частью пушистой лейб-гвардии Елизаветы I – 300 (по числу гвардейцев, возведших императрицу на престол) котов охраняли ее покои. По личному распоряжению государыни котов кормили говядиной, а потом перевели на тетеревов и куропаток.

Но на лубках изображены не эти исторические коты. Лубочная культура значительно изобретательнее и сложнее. На лубках изображали не только портрет кота казанского, также был распространен сюжет похорон кота мышами. Такие лубки имели многочисленные подписи, бывало, что каждая мышка удостаивалась своего имени и короткого шутливого стишка-описания. На некоторых лубках количество мышей (и соответственно стишков) переваливало за шесть десятков. Что же за кота хоронили мыши.

Одни историки утверждают, что под котом казанским подразумевался Петр I, другие, что сюжет носил исключительно антиклерикальный характер и был направлен против духовенства. И та, и другая версия имеют веские доказательства. И, наверное, следует говорить о том, что разные лубки разных периодов могли подразумевать и то, и другое.

Объяснение, почему использовался образ кота казанского, принадлежавшего чуждой татарской культуре, выдвигается следующее. В сюжете с похоронами кота виновник происходящего фарса на самом деле жив – на это указывает хотя бы то, что «покойник» на большинстве лубков сжимает в зубках мышку. И он, в конце концов, выступает как карающая десница, наказывающая блудливых и грешных мышей (об их далеком от идеала поведении как раз и рассказывается в шуточных стихах). А система представлений православных христиан о мироустройстве подразумевала носителем возмездия за прегрешения в бренном мире восточных иноверцев: татар и монголов в XIII-XV веках, турок в XI-XV веках, крымских татар и ногайцев – в XVI-XVII веках. Вот такой непростой образ кота казанского, татарина по происхождению.

С Петром I кота казанского стали ассоциировать только к концу XVIII века, когда окончательно укрепилось мнение, что он был антихристом, насаждавшим заморские безобразия. И «парадный» портрет кота казанского связан именно с этими веяниями. Кот на этом портрете изображен с глазами навыкате (прямой намек на внешность императора), у него неестественные для кота черные вытянутые уши, острые зубы, рябины по всему телу (намек на знаменитое в то время описание антихриста, сделанное митрополитом Иовом в своей книге), а на бедре его закручивается загадочная спираль. Ее интерпретируют, как присутствие змея – «змея мытарств», то есть сатаны.

Исследовать особенности русского лубка, оказывается, ничуть не проще, чем распутывать какой-нибудь детектив. Догадывались ли народные умельцы, создатели этих российских «комиксов», что их работы столь глубоки, имеют многочисленные отсылки к мифам, легендам, эсхатологической литературе или они созданы по наитию, вдохновению свыше, и смыслы творений не всегда в полной мере открывались их создателям. Об этом мы уже, увы, не узнаем. Ясно лишь одно: лубок – настоящее чудо русской культурной жизни.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3
Добавить свой комментарий

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.