Портрет Минамото но Ёритомо – законодатель портретной моды
Этот портрет создан так давно, что все сведения о нем – предположительны. Зато можно сказать точно, что этот портрет – первый в серии аналогичных. Именно так изображали в Японии сёгунов вплоть до XIX века.
Считается, что нарисовал портрет в 1179 году Фудзиварой Таканобу, а моделью для него стал Минамото но Ёритомо, 1-й сёгун периода Камакура. Портретная живопись уже к этому времени была популярной в японском свете, а Таканобу окончательно утвердил ее каноны. Немало послужило этому и высокое положение изображаемой особы: каждый последующий сёгун желал быть изображенным в такой же манере. Результатом стала череда почти одинаковых портретов, изображающих мужчину в черном, облеченного символами власти.
Портрет государственного деятеля исполнен достоинства: сёгун изображен в официальной, хоть и не праздничной одежде, с мечом и табличкой – символом власти. Все тело его скрыто внушительным костюмом, открыто только лицо, и это делает его центром картины. Такое выделение лица на японском портрете – осознанный прием, как и некоторые другие. Например, чтобы добиться полутонов, на лице краски наносились с обратной стороны шелковой ткани, и пигмент проступал на лице сёгуна очень правдоподобным.
Как и всякий оригинал, с которого сделано множество копий, портрет Минамото но Ёритомо индивидуален. Черты сёгуна выписаны очень реалистично, и это тоже было новым шагом в портретной живописи, до этого поэтически-абстрактной.
Вместе с еще одним портретом того же художника Минамото но Ёритомо и сейчас украшает храм Дзингодзи в Киото. Некогда, видимо, портреты служили предметом культа.
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Добавить комментарий
Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.
Комментарии ( 0 )