Регистрация
Забыли пароль?
Наши ссылки:
Коран халифа Османа
Коран халифа Османа
Все фотографии
RSS

Коран халифа Османа

Автор текста: Коробенникова Юлия
Автор фотографий: deslan.ru, sanat.orexca.com, caravantour.uz

История этого знаменитого Корана, который почитается правоверными мусульманами как старейший в мире, напоминает сюжет авантюрного романа – столько в ней далеких путешествий, кровавых преступлений и высоких подвигов.

Пророк Мухаммад, как известно, был неграмотен и сам свои проповеди не записывал, но многие из тех, кто видел и слышал его, это делали или заучивали его поучения, как стихи. После смерти Мухаммада его зять и преемник халиф Осман призвал приемного сына пророка Зейда ибн Сабита и других учеников Мухаммада в священный город Медину и усадил за работу. Целый год они сортировали записи, отбирая те, которые подтверждались несколькими источниками, опрашивали людей и составляли новые версии текстов, которые затем свели воедино. Остальные записи уничтожили. Так и появился Коран – священная книга мусульман.

Сколько канонических экземпляров Корана было изготовлено, точно неизвестно. По одной версии – четыре, по другой – пять или больше. Но один точно остался в Медине, столице арабского халифата, а остальные были отправлены в крупные города – священную Мекку, Куфу, Басру и Дамаск. В Медине халиф Осман держал книгу при себе, и по преданию, в тот момент, когда бунтовщики ворвались в его дом, невозмутимо читал Коран. Жена халифа и дочь пророка Мухаммада Наиля обнаженной рукой попыталась прикрыть мужа от меча и лишилась пальцев. Затем мятежники зарубили халифа – и его кровь пролилась на книгу, которую он держал в руках…

Пятна крови халифа Османа сделали этот Коран, священный сам по себе, предметом особого поклонения мусульман. Он столетиями хранился в сокровищницах халифов в Медине, Дамаске и Багдаде, пока в 1258 году, после смерти последнего багдадского халифа, не пропал из поля зрения верующих, чтобы объявиться уже в Средней Азии. Скорее всего, это произошло благодаря Тамерлану, который по всему Востоку собирал редкие книги для своей библиотеки в Самарканде. Здесь Коран оставался почти четыре столетия. Во дворе самаркандской мечети Биби-Ханум сохранилась огромная каменная подставка, изготовленная для него.

В 1868 году Самарканд был завоеван русскими, и книга отправилась в Императорскую публичную библиотеку Санкт-Петербурга. Здесь он стал предметом пристального внимания востоковедов. К этому моменту другие первоначальные копии Корана бесследно исчезли, а вот списки Корана с кровавыми пятнами на страницах стали всплывать по всему мусульманскому миру. Владельцы каждого уверяли, что именно их экземпляр является подлинным Кораном халифа Османа.

Арабист А.Ф. Шебунин, изучавший Коран из Самарканда в Рукописном отделе Императорской публичной библиотеки, установил, что книга относится к началу VIII века (то есть почти на столетие позже, чем канонические копии, изготовленные «рабочей группой» халифа), и составлена она на территории Ирака. К тому же бурые пятна на страницах показались ему нанесенными искусственным образом. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть заключение ученого за последние полтора столетия так и не удалось.

После Октябрьской революции было принято решение вернуть Коран верующим, и он отправился в Уфу, где тогда находился Всероссийский мусульманский совет. Через несколько лет его на специальном поезде перевезли в Узбекистан, сначала в Ташкент, затем в Самарканд, а потом опять в Ташкент, где Коран долгие годы хранился в Государственном историческом музее. После провозглашения государственного суверенитета Узбекистана Коран изъяли из музея, и сегодня он находится в медресе Муйи Мубарак – в одной из богатейших книжных коллекций исламского мира, расположенной на территории историко-религиозного комплекса Хазрет Имам в старой части Ташкента.

Коран весит около 35 килограммов и состоит из более чем 300 страниц. Как и положено столь древнему документу, он хранится в специальном саркофаге, изготовленном в Германии из пуленепробиваемых стекол, где автоматически поддерживаются оптимальные влажность и температурный режим. И каждый посетитель медресе может увидеть книгу, которую весь мусульманский мир считает тем самым Кораном халифа Османа.

В 1997 году особый статус этого Корана подтвердила ЮНЕСКО, причислившая его к историческим памятникам мирового значения.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.