Регистрация
Забыли пароль?
Картины Питера Брейгеля Старшего
Картины Питера Брейгеля Старшего
Все фотографии
RSS

Икар великого Шутника

Питер Брейгель Старший был основателем целой династии художников. Сам он написал массу изумительных картин, например, метафоричное, полное смыслов и иронии «Падение Икара».

Биография Питера Брейгеля Старшего известна отрывочно. Так до сих пор и неизвестна деревушка, в которой он родился. Портреты современников, изображающие бельгийского мастера, не похожи один на другой. Не сохранилось ни переписки Брейгеля с друзьями (если она была), ни расходных книг, ни трактатов, которые в те времена писал каждый более-менее известный человек. Только три документа подтверждают историческое существование этого человека: справка о принятию в гильдию живописцев в Антверпене, свидетельство о браке и запись о смерти и погребении.

Все сведения об этом человеке приходится черпать из косвенных источников – записок и слов, окружавших его людей, да из своего рода городских легенд. Именно из них известно, что в один из периодов жизни Брейгеля звали Шутником – за фантастических мир его картин, за их игровую природу, за простой и меткий крестьянский юмор, который выплескивался из них. Достаточно взглянуть на «Нидерландские пословицы», «Страну лентяев», «Разорителя гнезд», «Детские забавы», и прозвище становится вполне оправданным.

Но наряду с полными жизни и задора картинами у мастера есть множество глубоко философских картин и произведений, через иносказание отражающих текущую политическую ситуацию в стране. Заслуженное место среди них занимает картина «Падение Икара», созданная Брейгелем в 1558 году.

Как и другие работы мастера, она имеет множество планов, каждый из которых характеризуется тонкой проработкой деталей. И при первом взгляде на картину у зрителя возникает вопрос: «Почему она так называется». Ведь перед зрителем разворачиваются картины мирной трудовой жизни: вот пахарь идет бороздой, следом за своей лошадкой, чуть в стороне от него пастухи среди овечьего стада обсуждают какие-то свои заботы, над морской гладью развеваются паруса торгового судна, а вдалеке рыбаки закидывают свои сети. Картина полна покоя и умиротворения. Эти люди живут в вечном ритме земледельческого труда, им доступна гармония жизни, они чувствуют силу и власть земли и природы.

А теперь присмотритесь: справа от корабля, ближе к берегу, из воды выглядывают ноги человека и над ними кружатся пух и перья. Это все, что осталось от дерзкого Икара, воспарившего к самому солнцу. Его поглотила морская пучина.

Но в этой картине нет и тени издевки над героем античных времен. Она отражает изменение мира и его восприятия. На XVI век выпали великие географические открытия, и Коперник уже ознакомил мир со своей дерзкой концепцией. Мир изменился – из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос. На его фоне даже героические поступки прошлого выглядели и воспринимались совсем по-другому – как нечто преходящее, мимолетное. Именно эту смену парадигмы отразил Брейгель в своей картине.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3
Добавить свой комментарий
  • лапусик
    23.02.2011 21:20

    я согласна с anya

    ответить

  • anya
    10.12.2010 01:09

    фламандия это часть нидерландов поэтому это тоже правильное название

    ответить

  • ыва
    06.12.2010 09:35

    может быть

    ответить

  • элис
    27.06.2009 23:37

    Питер Брейгель Старший был художник позднего нидерландского возрождения,но никак не фламандского.

    ответить

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.