Регистрация
Забыли пароль?
Здесь.
«Страсти по Матфею» И.С.Баха
«Страсти по Матфею» И.С.Баха
Все фотографии
Хотите увидеть это
чудо своими глазами?
RSS

«Страсти по Матфею» И.С.Баха

Автор текста: Odillia
Автор фотографий: wikipedia.org, madaniyat.zn.uz, musicstorm.org

В XVIII веке среди церковной музыки был очень популярен жанр страстей (или пассион). Они представляли собой речитативное чтение определенных частей Евангелий в сопровождении инструментальной и хоровой музыки. Наиболее масштабное из таких произведений – «Страсти по Матфею» великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

«Страсти по Матфею» Баха – произведение для солистов, двух хоров и двух оркестров на либретто Х.Ф. Генрици. Создавалось оно в течение двух лет (1727 – 1729 гг) для того, чтобы исполняться в пятницу Страстной Недели в церквях Лейпцига. «Страсти» состоят из 78 музыкальных номеров: речитативов, арий, хоралов и хоров. В общей сложности они звучат порядка трех часов. Изначально произведение исполнялось в церквях, но сегодня его чаще можно встретить в программах концертов.

Суть и тема «Страстей» - страдания Христа (именно эта часть Евангелия от Матфея – 26 и 27 главы - служит основой для сюжета произведения). Гениальная музыка Баха затрагивает самые тонкие струны души и заставляет искренне сопереживать, и радоваться предстоящему воскрешению Христа. Как известно, Бах служил кантором, он исполнял «Страсти по Матфею» более двадцати раз в двух церквях Лейпцига.

В структуру «Страстей» входят речитативы (собственно евангельский текст), но чувства и эмоции героев передаются и посредством арий (лирических монологов), хоров и хоралов, текст для которых был написан автором либретто. В произведении участвуют несколько действующих лиц: Евангелист (речитативы), Иисус, Иуда, Петр, два первосвященника, Понтий Пилат, его жена, свидетели и служанки. Гениальная находка Баха – в том, что Иисус всегда сопровождается струнным квартетом, исполняющим долгие растянутые высокие ноты, что создает ощущение нимба. Этот эффект музыковеды часто так и называют – звуковой нимб Иисуса. Он исчезает только на кресте, когда Христос спрашивает «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» - это символизирует временную смерть Иисуса.

После того, как сам Бах перестал исполнять «Страсти по Матфею», они на некоторое время были забыты. Лишь в 1829 году Феликс Мендельсон в Берлине исполнил сокращенную версию этого гениального произведения. Выступление вызвало настоящий триумф, и началось возрождение «Страстей по Матфею».

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3
Добавить свой комментарий
  • Waltero
    20.12.2012 13:16

    Спасибо вам,Odillia, вы очень точно передали это состояние – "звуковой нимб Иисуса"...Правда, я не понимаю, как могут слушать это бессмертное произведение смертные, эстествующие и ни во что не верящие люди...

    ответить

  • Николай
    17.09.2011 12:36

    Да-а-а, безусловно, додуматься передавать слова Иисуса в форме ариозного пения - гениальная и наиболее важная находка, правда?! Как-то нелепо получается, если честно, почему не описано, пусть не основных, хотя бы в принципе других особенностей и находок композитора? Слишком много места в этом описании уделяется этой, хотя и примечательной, но всё же мелочи на фоне масштабной драмы. "Звуковой нимб". Хм! Кто напишет о гениальной драме, опередивших своё время принципах композиции? Хотя здесь всё это есть, но в несколько размытом виде, не совсем понятно, читая ваше описание, в чём именно заключается особенность произведения.

    Хотелось бы, чтобы эти моменты прослеживались более чётко. Чего вы привязались к бедному Иисусу с его "нимбом"? И вообще, это ведь не статья в каком нибудь словаре! Это ведь своеобразная экскурсия в "1001 чудо Света". Почему бы вам не попробовать "окунуть" читателя в ту причудливую эпоху, в атмосферу Лейпцига XVIII века, рассказать об этом культурном явлении на фоне окружающего быта, на фоне времени, совершить экскурсию, оправдав своё название? Я ячитаю, получится очень интересная вещь.

    ответить

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.