"Потоп" – начало работы Микеланджело в Сикстинской капелле
"Потоп" – первая композиция, выполненная Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы. Микеланджело начинал работать над фресками под руководством папы Юлия II – и художник добился разрешения писать всё, что ему подскажет его неудержимая фантазия.
Во фреске "Потоп" нашли отражение все те трудности, которые испытывал скульптор, впервые в жизни приступив к работе над фресками. Известно, что в самом начале работы ему пришлось прибегнуть к помощи мастеров-фрескистов, которых специально вызвали из Флоренции. Но вскоре он овладел техникой настенной росписи так, что его уже не удовлетворяла работа своих помощников, и он остался один на один с огромным потолком.
Главной идеей "Потопа" является не всемирная катастрофа, а показ человека со всеми его сильными и слабыми сторонами. Он показан в бессмысленной борьбе со смертью, которая обрушивается на него ливнем с грозного неба. Вся земля покрыта водой, только гребни гор, как маленькие островки, виднеются среди безбрежного океана.
Измученные и объятые ужасом люди поднимаются на вершину одного из таких островков, неся свои пожитки, в надежде на спасение. Среди них мужчины, женщины, дети. Жених на руках несёт испуганную невесту; мать, держа на руках дитя, пытается укрыть его от дождя и ветра, рядом обезумевший от страха отрок надеется уцелеть, карабкаясь на гнущееся под подрывами ветра дерево. Среди моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются на место в уже переполненной лодке.
Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. В это й группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Муж с женой с покорностью смотрят на подступающую к их ногам воду; юноша, облокотившийся на бочонок, нашёл забвение в вине; старик и женщина протягивают руки, чтобы помочь мужчине, несущему на своих плечах безжизненное тело сына.
Вдали виден ковчег, вокруг него тоже бушуют страсти: обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их. Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств. Несмотря на драматичность сюжета, фреска не оставляет чувства безысходности, и у зрителя как будто ещё должна теплиться надежда на спасение отчаявшихся людей.
В своих живописных грёзах Микеланджело создаёт свой мир, который наполняет человеческую душу одновременно восторгом и смятением.
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Комментарии ( 0 )