Регистрация
Забыли пароль?
"Спускаясь и поднимаясь"  - "Невозможная лестница" фрагмент гравюры
"Спускаясь и поднимаясь"
Все фотографии
RSS

"Спускаясь и поднимаясь"

Череда монахов идет по лестнице, а ей навстречу – другая череда тех же, совершенно одинаковых монахов. Спускаясь или поднимаясь, они, возможно, пытаются решить непосильную для логики задачу, которую перед ними поставил автор, Морис Эшер, мастер иллюзий и мистификаций.

В самом деле, почему, поднимаясь, монахи проходят круг – и оказываются не выше, чем кругом раньше? И почему, пытаясь уйти, спускаясь, они не могут выйти из этого замкнутого круга бессмысленных действий? Такова пессимистическая модель абсурдного мира от Мориса Эшера.

Наблюдателя гнетет чувство несправедливости: да как же это? что за подвох здесь? Двое все же не участвуют в процессе. Но как откомментировал это сам Эшер, наказанные за нонконформизм, они рано или поздно должны будут присоединиться.

Эта невыносимая очевидная бессмысленность и безысходность действий отсылает к легенде о Сизифе. А чтобы усилить впечатление, Эшер включил языковую игру в картину, изобразив именно монахов: в Нидерландах для обозначения бессмысленной работы говорят "монашья".

Интересно, что главный элемент картины, бесконечную лестницу, Эшер заимствовал из статьи Лайонела Пенроуза, опубликованной в «Британском журнале психологии». Наряду с "невозможной лестницей" Пенроуз изобрел и другие "невозможные фигуры", и Эшер подхватил эту тему. Он старательно изучал свойства пространства и времени, чудеса оптических иллюзий. Гравюры Эшера часто предлагают рассматривать в свете неевклидовой геометрии, теории относительности Эйнштейна.

Другие его картины изображают тоже замкнутые, невозможные, абсурдные процессы. Руки рождаются из бумаги, на которой рисуют. Водопад сам для себя поднимает вверх воду. Муравьи бегут так же бессмысленно, как монахи, стараясь добежать до конца ленты Мёбиуса – бесконечной сетки.

"Спускаясь и поднимаясь" – первая и самая известная гравюра, изображающая невозможные пространства. Ее считают знаковой для XX века, цитируют в трудах психологических и философских, уже забыв, что сам принцип "невозможной лестницы" изобрел Пенроуз. Настолько ценным оказалось художественно-философское осмысление Эшером условной модели.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.