Регистрация
Забыли пароль?
«Времена года» Чайковского
«Времена года» Чайковского
Все фотографии
RSS

«Времена года»: 12 маленьких шедевров Чайковского

Автор текста: Odillia
Автор фотографий: pokolenie.alt.ru, pianolog.ru

В ноябре 1875 года издатель журнала «Нувеллист», Н.М. Бернард, отдал Чайковскому заказ на цикл фортепианных пьес под названием «Времена года». Петр Ильич с удовольствием взялся за работу, и на протяжении 1876 года цикл «Времена года» был опубликован в «Нувеллисте». Заглавия пьес придумал сам Бернард – Чайковскому оставалась только музыка. Задумка издателя была воплощена вир туозно: сегодня «Времена года» относятся к собранию бесценной классики мирового музыкального искусства.

Каждая пьеса была снабжена стихотворным эпиграфом из произведений русской классики. Эта идея тоже не принадлежала Чайковскому, но композитор с готовностью на это согласился. Вообще, удивительная покладистость Петра Ильича при подготовке этого цикла пьес была обусловлена не столько его мирным нравом (что массово оспаривается современниками), сколько баснословно высокой суммой полученного гонорара. Здесь мы видим один из немногих примеров, когда великое произведение искусства было щедро оплачено сразу, еще при жизни творца.

Первая пьеса цикла – «Январь. У камелька». Спокойный и мечтательный характер пьесы описывает легкую меланхолию и ностальгические размышления.

«Февраль» описывает задорные и веселые масленичные гулянья.

«Март. Песня жаворонка». Эпиграф из А.Н. Майкова описывает пробуждение природы. Здесь Чайковскому удалось очень точно передать веселые птичьи трели звуками фортепиано – великий композитор пробует здесь не только стандартную музыкальную гармонию, но и звукоподражание!

«Апрель. Подснежник» - пожалуй, одно из самых популярных произведений всей русской музыкальной классики. Пьеса эта очень на слуху во многом благодаря своей динамичности - и одновременно удивительной нежности и трогательности. Эпиграф, как и для «Марта», взят из Аполлона Майкова.

«Май. Белые ночи». Предисловием к нему послужили строки А.А. Фета о северной ночи. Пьеса очень яркая и удивительно красивая, создающая нежный и величественный пейзаж белых ночей в Петербурге. Чайковский очень любил этот город – и передал его грандиозную красоту в своей виртуозной манере.

«Июнь. Баркарола» - вторая известнейшая пьеса цикла. Пронзительно-грустная и светлая мелодия, очень запоминающаяся и невероятно гармоничная, написана по мотивам итальянской народной музыки. Классическая баркарола – это певучая и протяжная песня венецианских гондольеров.

«Июль. Песнь косаря» и «Август. Жатва» предваряются стихами Кольцова и пронизаны уже русским народным духом. Обе пьесы стройные, четкие и ритмичные, передающие настроение жаркой работы. Здесь Чайковский использует нестандартные музыкальные приемы (к примеру, в «Песни косаря» нарушается правило неупотребления двух чистых квинт подряд, зато это нарушение еще более приближает пьесу к народной музыке).

«Сентябрь. Охота». Передается широкий дух русской барской усадьбы и описываются картинки охоты. Здесь – и имитация охотничьего рожка, и очень выразительная музыка, динамичная и живописная.

«Октябрь. Осенняя песнь». Печальная и лиричная, эта пьеса также относится к самым популярным произведениям русской музыкальной классики. Увядание природы и светлая тоска, меланхоличное настроение и глубокое чувство – в этой музыке есть всё, чтобы затронуть самые потаенные струны души человека.

«Ноябрь. На тройке». Удалое молодецкое веселье, задорное настроение, катание на тройке по первому снегу – всё это мастерски передает Чайковский в этой маленькой, но очень выразительной пьесе.

«Декабрь. Святки». Исконно русский обычай праздновать святки здесь очень неожиданно перекликается с выбранным размером – пьеса написана в ритме вальса. Но это только вносит в музыку дополнительное очарование и экспрессию.

Сегодня «Времена года» входит в «золотой фонд» мировой классической музыки. Вдохновенный гений Чайковского создал настоящий шедевр.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.