Регистрация
Забыли пароль?
"Медный всадник"
"Медный всадник"
Все фотографии
RSS

Вовсе не медный

С легкой руки Александра Сергеевича Пушкина памятник Петру I, стоящий на Сенатской площади, получил прозвище Медного всадника, но меди там – кот наплакал.

На самом деле конная статуя императора отлита из бронзы. Ее постамент украшает надпись «Петру Первому Екатерина Вторая, лета 1782» (с другого бока сделана та же надпись на латыни). Больше никаких сведений на памятнике императрица размещать не распорядилась, а стоило: ведь это произведение искусства – результат самоотверженного труда многих людей.

В первую очередь следует указать на деятельность Этьена Фальконе, который согласился выполнять заказ Екатерины II за вознаграждение в два раза меньшее, чем запрашивали другие мастера – Фальконе жаждал проявить себя в монументальном творчестве. Он подписал контракт в 1766 году и оправился в Санкт-Петербург, где сразу взялся за работу – скульптор разработал эскизы статуи.

Голову Петра вылепила помощница Фальконе Мари-Анн Колло, за что получила в России немедленное признание и была принята в члены Российской академии. Змею, которую попирает конь царя, изваял по эскизам Фальконе скульптор Ф.Г. Гордеев. Отливкой же бронзовой фигуры занимались литейщик-пушечник Емельян Хайлов и сам Фальконе, который за несколько лет подготовительных работ вполне освоил литейное дело.

Заливать форму пришлось в два приема – в первый раз расплавленный металл разорвал трубу, и верхняя часть статуи пришла в негодность. Ее срубили, пришлось готовить новую форму и заливать снова.

Так на свет появилась самая знаменитая статуя Северной столицы – Петр I восседает на вздыбившемся коне, на голове его лавровый венок, а рука указывает в направлении Невы, академии наук и Петропавловской крепости. Это, по замыслу создателя, должно было символизировать основные направления деятельности императора – просвещение, торговлю и военную мощь. Одежда Петра условна, вместо седла на лошади – звериная шкура, Фальконе сделал все, чтобы детали памятника не отвлекали зрителя от мощи и величия всего монумента.

На изготовление памятника ушло довольно много времени (один только камень для постамента везли в Петербург 9 месяцев), в целом статуя была готова к 1778 году. За это время отношения Екатерины II и Фальконе сильно изменились. Скульптор покинул Россию и, когда в 1782 году состоялось открытие памятника, его не было в числе приглашенных на торжества. Правда, где-то на складках плаща он сразу после отливки успел выбить: «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778 года». Так что надписей на памятнике чуть больше, чем рассчитывала императрица.

Памятник довольно скоро оброс различными городскими легендами, а после смерти Пушкина, когда была опубликована его «повесть» «Медный всадник», бронзовая статуя получила новое имя, не соответствующее действительности, но легко запоминающееся и звучное. Ай да, Пушкин…

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3
Добавить свой комментарий

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.