Регистрация
Забыли пароль?
Наши ссылки:
Театр кабуки
Театр кабуки
Все фотографии
RSS

Театр кабуки

Жанр кабуки появился как простонародный вариант изысканного театра но. Кабуки изобретен был женщиной, и его история связана с чередой запретов.

Сейчас театр кабуки так же популярен, как театр но. Язык его жестов, грима и декораций глубоко символичен. Беленые рисовой мукой лица, яркий грим, известные во всем мире, это как раз черта театра кабуки, тогда как в театре но актеры выступают в традиционных масках. Кабуки отличается и особенным устройством сцены: актеры выходят на нее прямо из зрительного зала, по длинной дорожке, называемой «цветочной тропою». По ней же они покидают сцену. Традиционны для кабуки вращающиеся сцены, внезапно открывающиеся люки – эти технические изобретения были привнесены в театр в XVIII веке. Как и в других театрах, на представлениях кабуки декорации часто меняются прямо во время действия. В этом задействованы специальные работники сцены, условно «невидимые», то есть просто одетые в черные костюмы.

Сейчас кабуки почитается как благородное древнее искусство, и его несколько скандальное прошлое давно забыто. А ведь во всю историю театра вплоть до XX века его часто запрещали по тем или иным причинам. Начало его, впрочем, было тоже вполне благородным. Оно относится к самому началу XVII века. Основательницей кабуки была Идзумо но Окуни, храмовая танцовщица. В 1602 году она была послана храмом, чтобы собирать пожертвования, исполняя танец-молитву. Но широкий талант Окуни вышел из установленных рамок. Она стала давать представления-соло, избрав для этого очень экзотичное место – пересохшее русло реки. Представления собирали толпы, часто среди зрителей были бродяги и простолюдины. Главным сюжетом представлений Окуни были любовные истории. Она часто играла самурая с двумя мечами за поясом, пылающего страстью к куртизанке. Именно в таком костюме Окуни изображает установленный в наше время памятник в Киото.

Довольно быстро вокруг Окуни образовалась женская труппа, в репертуар включились комические и бытовые сценки. Театральные шоу такого рода вызывали недовольство властей: вместо героев прошлого персонажами были простолюдины. Уже это одно дискредитировало театр, а он к тому же служил пристанищем для всякого рода свободных нравов. Женщины-актрисы неизбежно становились популярны, и, намекает история, были легкодоступны.

В 1629 году женщинам было запрещено выступать на сцене, их сменили юноши. Однако эта мера не имела должного успеха: театр по-прежнему был морально неоднозначен. Только с 1653 года, когда его актерами стали исключительно взрослые мужчины, кабуки стал благообразен. К этому времени и относится период его расцвета – представления обрели тонкий символический смысл. Однако и в этот период с кабуки было не все гладко. Одна из талантливых пьес, исполняемых актерами кабуки, была посвящена чистой любви, и заканчивалась – обоюдным самоубийством влюбленных. Сюжет стал популярен. И – вот странности японского характера – не только на сцене. После того, как самоубийства влюбленных пар стали повторяться в жизни, сёгунат запретил постановку синдзю моно – пьес о совместном самоубийстве влюбленных.

Примерно столетие с середины XVIII до середины XIX века история кабуки не отмечена ничем интересным – в этот период театр был почти забыт публикой. Однако в XIX веке кабуки возродился, и предстал обновленным. Теперь это – классический жанр театральных представлений, имеющий четкие жанровые рамки, династии актеров. Игра в кабуки считается делом посвященных.

Любопытно, что на фоне исключительно мужского театра появилась и одна женская труппа. Ее руководитель Итикава Ока ориентируется на изначальный кабуки – такой, каким его знали во времена Идзумо но Окуни.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.